Кнушевицкий

Святослав Николаевич

24.12.1907 [06.01.1908] — 19.02.1963

ЭИСМ-2021_Виолончель.jpg
Evgrafov_01 portret.jpg

Родился в г. Петровске Саратовской губернии.
Заниматься на виолончели начал в Саратове под руководством Б. П. Вепрейского.
С 1922 г. жил в Москве.
1923 г. - поступил в Московскую консерваторию (класс С. М. Козолупова). Трудные жизненные обстоятельства заставили Кнушевицкого прервать занятия. Только в 1945, будучи известным артистом и педагогом, сдал экстерном все экзамены и получил диплом. В 1929–43 гг. — солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра.
1939 г. – победа на Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1-я премия).
Кнушевицкому посвящены сочинения С. Н. Василенко, Г. С. Гамбурга, В. А. Гайгеровой, Р. М. Глиэра, А. Ф. Гедике, З.А. Левиной, Н. П. Ракова. Концерты для виолончели с оркестром Н. Я. Мясковского (1945) и А. И.Хачатуряна (1946) не только были посвящены Кнушевицкому, но и создавались при его активном творческом участии. Конец 1940-х гг. отмечен в жизни Кнушевицкого премьерами сочинений для виолончели с оркестром Глиэра, Д. Б. Кабалевского, Г.В. Киркора, В.В. Нечаева и др.
В нач. 1940-х гг. стал выступать в ансамбле с Л. Н. Обориным и Д.Ф.Ойстрахом, который писатель Ш. О’Кейси называл «лучшим трио в мире». Исполнение ансамблем сочинений Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Дворжака, Д.Д. Шостаковича, В.Я. Шебалина, А.А. Бабаджаняна и др. поражало глубиной и оригинальностью драматической концепции. С неизменным успехом проходили сонатные вечера К. и Оборина, исполнявших сонаты Шопена, Э. Грига, И. Брамса, Рахманинова, Р. Штрауса, Шостаковича. Выступал также с квартетами им. Бетховена, им. Комитаса, Большого театра, в ансамбле с А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, Г.Г. Нейгаузом. Один из лидеров концертной жизни страны 1930–1960-х гг. С большим успехом гастролировал за рубежом – в Великобритании, Австрии, Венгрии, Германии, Китае, Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии. На фестивале П. Казальса в Акапулько (Мексика, 1961) был удостоен высокой оценки самого Казальса. Играл с оркестром концерты Р. Шумана, Хачатуряна, Фантазию П. Владигерова, сонаты Бетховена, Р. Штрауса (с А.Л.Зыбцевым). Незабываема трактовка Кнушевицкого «Вариаций на тему рококо» Чайковского (с 1953 (? – И.С.) г. играл по авторскому оригиналу).

Педагогической деятельностью занимался с 1936 г. Вел класс виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (1936– 1937 гг.). С 1941 г. преподавал в Московской консерватории (одновременно прекратил работу в оркестре Большого театра). В классе оставался прежде всего артистом – самобытным и эмоционально непосредственным. Главенствующий принцип его методики – воспитание профессиональной самостоятельности. Большое значение придавал звучащей аргументации, личному показу. Обязательным условием работы над произв. для влч. с орк. считал тщательное изучение партитуры. Неординарным было отношение Кнушевицкого к изучению сольных сюит Баха: позволял обращаться к ним только тем из учеников, кто, по его мнению, достиг требуемого уровня мастерства и должной духовной зрелости. Особое внимание уделял творчеству современных авторов, в первую очередь отечественных.
Среди учеников: Е. Альтман, И. Гаврыш, С. Лушин, Т. Полторыхина, В. Потапов, Ю. Страшникова, М. Хомицер, Г. Щелкановцева. В 1954 г. Козолупов передал Кнушевицкому руководство кафедрой виолончели и контрабаса, которой последний заведовал до 1959 г.
Сталинская премия (1950).

_______
Источник: Т.А. Гайдамович С. Н. Кнушевицкий. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 242.

1/6
TDN_Periskop_2021_234x45.jpg
Goronok_Banner_234x45.jpg
Конкурс Витачек_лого_финал_03_ИС_new_06d